Сайт "задаром": мифы маргинального рынка сайтостроения
Дата: 13:43 03-02-2007
Тема:


Если ввести в поисковой строке любого поисковика слова "создание и продвижение сайта", то он выдаст миллионы линков на страницы компаний и частных лиц, предлагающих данную услугу. Журналист CNews проанализировал, насколько же стоимость предложений низового сегмента на российском рынке интернет-маркетинга соответствует качеству предлагаемых услуг.

Интернет-маркетинг получил развитие в России одновременно с внедрением новых технологий передачи данных и ростом качества интернет-услуг. Это направление сервиса, "завязанное" на технической составляющей. "Виртуальная визитная карточка" компании – корпоративный сайт - в реалиях современного рынка является необходимым маркетинговым ресурсом любой фирмы. По мере роста пропускной способности и скорости передачи данных, появления оптических технологий передачи данных, интернет-маркетинг выделяется в самостоятельное направление на рынке услуг, подчиняясь объективным экономическим законам. Однако говорить о том, что этот рынок насыщен качественными предложениями, было бы преждевременно. Рассмотрим ситуацию, сложившуюся на текущий момент.

Почем сайты в базарный день?

Даровой сайт можно получить, обратившись в компании, предлагающие такой вид услуг, как бесплатный хостинг. У этих же провайдеров можно выбрать понравившийся вариант дизайна из нескольких готовых шаблонов. Недостатком такого способа является присутствие в адресном домене имени провайдера. Кроме того, бесплатный хостинг часто подразумевает ограничение на объем размещаемой информации и обязательное наличие чужих рекламных банеров на страницах. При этом никто не даст гарантии, что это не будет реклама конкурентов. Также всегда существует некоторый риск, что однажды вся информация с сайта пропадет "по техническим причинам". Такой вариант представления своей компании в интернете если кому и подходит, то только для объектов "домашнего" бизнеса. Построить интернет-портал на такой технической базе – значит подвергнуть бизнес дополнительному необоснованному риску, а иногда и подмочить репутацию. Поэтому создание и продвижение собственных корпоративных сайтов – один из востребованных сервисов в России. Ежемесячно в российском Интернете появляется не менее 10 тыс. сайтов с доменом второго уровня и несколько десятков тысяч сайтов с доменом третьего уровня (по данным РосНИИРОС).

Около 60% веб-дизайнеров – фрилансеры-студенты, ищущие источники дополнительного заработка
Около 60% веб-дизайнеров – фрилансеры-студенты, ищущие источники дополнительного заработка

На сегодняшний день можно наблюдать бум предложений в сфере веб-дизайна. Особенностью данного направления являются кажущаяся легкость исполнения и, как следствие, отсутствие высокого уровня профессионализма у значительной части исполнителей. Можно провести параллель с тем, что происходило лет 10-12 назад, когда рынок услуг испытал нашествие "дизайнеров" от полиграфии.

Сегодня существует большое количество разного рода "учебных заведений", обучающих за приемлемую плату как основам веб-мастеринга, так и тонкостям мастерства интернет-программирования. Реально часто все сводится к изучению HTML, PHP и Java-апплетов. Продолжительность обучения на курсах составляет от трех дней до нескольких месяцев, стоимость обучения – от 500 до 18 тыс. рублей. По окончании выдается свидетельство или диплом. Сравнительно невысокая стоимость делает доступным приобретение новой профессии широким, в основном молодежным кругам. В большинстве случаев курс обучения проходят люди, желающие в дальнейшем удачно трудоустроится. Другая категория учащихся - трудоустроенные специалисты, стремящиеся повысить свой уровень профессионализма, и соответственно, свою цену как работника. По приблизительным оценкам только в Москве каждый месяц выпускается около 50 "специалистов" по веб-мастерингу. У серьезных работодателей отношение к таким "спецам" более чем прохладное.

Кроме того, на книжном рынке представлены десятки доступных изданий, пособий и учебников разного уровня сложности, посвященные соответствующей тематике и рассчитанные на разный уровень подготовки читателей. Изучение подобной литературы позволит самостоятельно освоить азы мастерства веб-мастеринга за несколько недель или даже дней.

Сравнительная легкость овладения и доступность прикладных программ для создания html и php страниц привели к тому, что "создать" сайт может человек без специального образования, занимающийся подобными работами в качестве дополнительного заработка. Около 60% веб-дизайнеров – фрилансеры-студенты, ищущие источники дополнительного заработка. Безусловно, среди них имеются талантливые люди. Но в большинстве это поверхностно знакомые с технической основой и имеющие смутное понятие о законах дизайна, психологии восприятия, о способах оптимальной подачи графической и текстовой информации "технари".

С другой стороны, руководство компаний, решившее открыть (модернизировать) виртуальное представительство своей фирмы (читай – "выделившее средства на создание и поддержку корпоративного сайта"), заинтересовано в том, чтобы веб-мастер находился в штате или работал по договору и оперативно мог произвести необходимые изменения на сайте. Особенно ярко эта необходимость проявляется в компаниях, занимающихся розничными продажами технологичных продуктов, где изменения в прайс-листах могут происходить по несколько раз в день.

За последние пять лет в состав отдела маркетинга небольших и средних (число персонала 20-150 человек) компаний обязательно включается один или два веб-мастера (оклад 400-800 долл. в зависимости от стажа и уровня профессионализма). Для решения поставленных маркетинговых задач в состав веб-группы также могут входить контент-менеджер (600-1200 долл.) и копирайтер (от 600 долл. и выше). Таким образом, месячные затраты на создание и поддержку корпоративного сайта начинаются от 400 долл.

Трудозатраты на создание "с нуля" корпоративного сайта-визитки из одной главной и 3-5 дополнительных страниц у фрилансеров обойдется в сумму в 2-4 раза меньшую. Средняя цена на разработку дизайна корпоративного сайта колеблется около 200 долл. Однако дальнейшее развитие и поддержка интернет-представительства не представляет интереса для исполнителей. "Свободный веб-художник" заинтересован в том, чтобы все время работать с новыми заказчиками. Мелкие работы по сайту не имеют фиксированной стоимости, но могут занимать достаточно много времени. Их оплата не превышает 20 долл, и фрилансеры могут взяться за эту работу только при отсутствии более крупных заказов.

Отметим, что услугами фрилансеров пользуются в основном компании, еще не осознавшие себя полноценными участниками рынка, желающие максимально сэкономить. Либо те, кто плохо себе представляет, что такое интернет, зачем компании нужен сайт. Альтернативой фрилансерам являются фирмы, предоставляющие аналогичные услуги, но на принципиально другом уровне. Их расценки за работы лежат в широком диапазоне от 500 до 20000 долл. и выше. На российском рынке услуг эти два сообщества уживаются вполне мирно, обслуживая свой собственный контингент заказчиков.

Стоимость разработки и поддержки сайтов начального уровня, Россия, 2006

Тип сайта

Характерные особенности

Стоимость

Самостоятельная разработка, бесплатный хостинг 1.Располагается на хостинге разработчика
2. Интерфейс создается по макету 3. На сайте размещается реклама разработчика
4. В любой момент содержимое сайта может быть удалено

Бесплатно

Частная разработка 1. Заказчик сам выбирает и оплачивает имя и хостинг
2. Авторский интерфейс (не всегда хороший)
3. Сроки могут не выдерживаться
4. Сайт может не всегда работать

200 - 1000 долл.

Компания-разработчик / Дизайнерское бюро 1. Заказчик сам выбирает и оплачивает имя и хостинг
2. Сотрудничество на договорной основе
3. Авторский интерфейс, бесплатные CMS
4. Соответствие разработки срокам
5. При необходимости - устранение неполадок и поддержка сайта

500-7000 долл.

Источник: CNews Analytics

Специализирующиеся на создании сайтов фирмы, в большинстве случаев, появляются и развиваются не самостоятельно, а как диверсификация бизнеса компаний ИТ-сектора, компаний "традиционного" дизайна и рекламных агентств. Из первых это, как правило, интернет-провайдеры и фирмы, занимающиеся поставками компьютерной техники. На рынке существует всего 3-4 лидера сайтостроения и порядка 50 вменяемых дизайнерских агентств.

Компании, предлагающие "сайты задешево", в борьбе за клиентов используют все возможные способы, не гнушаясь рассылкой спама по электронной почте и ICQ. Справедливости ради следует заметить, что за последний год-полтора количество спама в электронной почте с предложениями услуг веб-дизайна уменьшилось в несколько раз. Это говорит о происходящем процессе структурирования рынка в данной сфере услуг, повышения уровня осведомленности компаний-заказчиков. Основная борьба за потенциальных клиентов постепенно переносится в интернет.

Руководство компании, решившее открыть виртуальное представительство своей фирмы, заинтересовано в том, чтобы веб-мастер находился в штате или работал по договору
Руководство компании, решившее открыть виртуальное представительство своей фирмы, заинтересовано в том, чтобы веб-мастер находился в штате или работал по договору

Как и в любом другом секторе бизнеса с высокой конкуренцией, привлечение новых заказчиков описываемыми компаниями осуществляется за счет представления широкого спектра дополнительных услуг. Кроме создания "красивого" корпоративного сайта с профессиональным дизайном, клиентам предлагается набор сервисов, начиная от "аудита сайта", "анализа внешнего интернет-окружения", "оптимизации html-кода страниц и внутреннего контента" и заканчивая "анализом и позитивной коррекцией контента в зависимости от колебаний конкурентной среды". Но чаще всего за красивыми словами скрывается широко распространенная тактика рекламных агентств по "окучиванию клиента", когда сознание потенциального заказчика подвергается массированному воздействию потока иностранных терминов. Также существует риск, что при заключении договора на создание сайта с последующим обслуживанием и поддержкой исполнитель оставит за собой право использования некого технического ноухау, что поставит заказчика в постоянную зависимость от него.

Особенности продвижения

Стоит остановиться подробнее на одной из наиболее востребованных услуг – "продвижении сайта". Теоретически это дополнительная услуга к такому виду веб-сервиса, как регистрация сайта заказчика в основных поисковых системах и каталогах. Однако практика такова, что продвижение сайта становится наиболее востребованным сервисом. При этом подразумевается, что основной задачей исполнителя является вывод сайта заказчика на вершину рейтинга поисковых сервисов по определенным запросам пользователей.

Новоиспеченные сайты регистрируются и идентифицируются с учетом анализа текстового контента роботами поисковых систем автоматически в течение 2-4 недель после появления сайта в сети. При этом программа объективно поставит ссылку на сайт на номер позиции, соответствующий его релевантности (количеству близких слов) запроса.

Однако представители компаний-заказчиков хотят получить результат "сейчас". Также естественно их желание видеть свой сайт в первой десятке популярных поисковиков. Эти желания и эксплуатируют многочисленные специалисты-хакеры, предлагающие за вполне приемлемую плату "продвинуть" сайт на первые позиции. Услуга продвижения будет обходиться владельцу 20-50 долл. в месяц. Результат такого "продвижения" не гарантирован, так как поисковики активно борятся с разного рода оптимизациями, а легальное попадание на первую страницу поисковых запросов обходится от 300 долл. в месяц минимум.

Туманные перспективы

Исходя из всего вышесказанного можно заключить, что в 2007 году мы сможем наблюдать следующие тенденции на рынке вeб-дизайна и интернет-услуг в low-end сегменте.

70-80% процентов услуг будут предоставляться компаниями, остальные – частными лицами. Цены у первых будут колебаться в районе 200-1500 долл. (в зависимости от трудоемкости и оригинальности выполняемого заказа). Тенденция к росту цен за услуги будет тормозиться демпинговыми предложениями частных лиц (150-300 долл.). Сами компании будут и дальше расширять "корзины услуг", дополняя их маркетинговыми услугами вне интернета (исследования, аналитика, копирайт, PR и т.д.).

В случае принятия законов, регулирующих отношения внутри интернета (например, более развернутое определение некоторых статей "Закона о СМИ", "Закона о рекламе" или принятие отдельного "Закона о конкуренции в интернете"), у маргинального бизнеса могут настать тяжелые времена, компаниям придется либо уходить с рынка, либо легализовываться. Ожидается также, что заказчики все большее внимание при выборе исполнителя будут уделять не зазывающей рекламе и обещанию "всего, что угодно за смешные деньги", но изучению эффективности уже реализованных проектов.

В рамках этой статьи мы рассмотрели только низовой сегмент рынка веб-мастеринга. О том, кто правит балом при создании серьезных порталов крупных компаний, чем отличается сайт за 1 тыс. долл от сайта за 10 тыс. и труд фрилансера от профессионального проекта, мы расскажем в следующей статье.

Александр Латыев / CNews







Это статья из .:Развели.ру:.
https://razveli.ru